1. Полезные особенности при использовании прицепов для легковых автомобилей:


Как и в каждом деле, при использовании автомобильных прицепов есть несколько полезных вещей, про которые большая часть людей почему-то забывают.I-я - смазка, которую лучше нанести на шар фаркопа перед подсоединением легкового прицепа. Хорошо для таких целей подходит смазка для ШРУСОВ, которая содержит дисульфид молибдена. Если молибденовой смазки нет, то возможно обойтись обычной консистентной, к примеру "Литолом".

Хотя даже наличие смазки на сцепном шаре не предотвращает его постепенного износа, как и изнашивания т.н. "ответных сухарей" на легковом прицепе. На кое-какие автомобильные прицепы нанесена шкала, которая показывает степень износа механизма. Если же подобной шкалы нет, то в инструкции к прицепу должен быть прописан контрольный размер замка, который время от времени требуется проверять. Если механизм замка весьма изношен и уже не отвечает требованиям инструкции, то это может привести к сильному люфту или и вовсе к самопроизвольному отцеплению. Кое-какие типы замков имеют возможности для регулировки: возможно увеличивать натяжение пружины "сухаря" или же подкладывать под него дистанционные шайбы. Хотя и подобные замки с течением времени исчерпывают свой ресурс и их требуется поменять. Шар фаркопа нереально заменить отдельно от целого устройства, потому при его износе требуется поменять фаркоп полностью. Да, это достаточно неудобно, хотя безопасность превыше всего.

Когда вы отправляетесь в путешествие без прицепа и фаркоп на вашем автомобиле уже установлен, было бы хорошо накрыть его специальным колпачком (его просто сделать из теннисного мячика или старой резиновой игрушки). Такая своеобразная "защита", в первую очередь, оградит сцепной шар от коррозии, а во-вторых, Вы не перепачкаетесь смазкой, если будете вытаскивать вещи из багажника.

III-я по полезности вещь на Вашем легковом прицепе - страховочные цепи (тросы). Удивительно, однако до сих пор не разработан единый метод подсоединения страховочных цепей (тросов) к фаркопу, потому лучше ещё при приобретении поинтересоваться возможностью их подсоединения, если же неполучилось отыскать подходящий фаркоп, возможно с помощью сварки приварить дополнительные крепления. Если же модернизировать заводской фаркоп нет возможности, а страховочные цепи нужно как-то применить, рекомендуем соединить их болтом с гайкой и образовавшуюся петлю накинуть на шар фаркопа. Это, естественно, отнюдь не так прочно, как стационарное закрепление, хотя всё же лучше, чем ничего.

2. Контролируем состояние колес легкового прицепа:


Абсолютно любой автомобиль не сумеет тронуться с места, если колёса не в порядке. Это же касается и автоприцепа.Хотя водители чаще всего забывают про то, что за состоянием колёс легкового прицепа требуется следить так же тщательно, как и за состоянием колёс самого автомобиля - ведь наши дороги далеко не идеальны, и позабыть об таких предосторожностях можно разве что отправившись на отдых по Европе. А вот застрять на полпути в родных краях из-за вышедшего из строя колеса - весьма неприятное ощущение. Естественно, можно оставить свой легковой прицеп на проезжей части, поехать до ближайшей станции шиномонтажа и там восстановить колёсо, хотя сохранность Вашего дорожного имущества никто не гарантировать не может.

Чтоб избежать такой щекотливой ситуации, нужно соблюдать несколько правил. Самое и первое основное - нужно брать с собою "запаску". Чаще всего водители этого не делают, аргументируя это тем, что прицеп используется нечасто. Потому и смысла в запасном колесе нет. Естественно, если колёса автомобиля и прицепа взаимозаменяемы и как минимум одно запасное колесо есть - сложность замены колеса решается довольно быстро и без особых проблем. Однако такое вероятно лишь в том случае, если применять прицепы ещё советской конструкции, к примеру, "КМЗ".

Если же марка Вашего автоприцепа иная - непременно берите с собою дополнительную запаску. Затраты на приобретение одного-единственного колеса с лихвой окупятся, если прокол всё же случится. По размеру запасное колесо для легкового прицепа небольшое, потому его без особых проблем можно расположить на дышле прицепа, или же положить в сам прицеп Если же подойти к размещению запаски рационально, то вместе с остальными вещами её возможно применять в качестве мобильного балласта. Это поможет правильней распределить вес груза по прицепу и обеспечить оптимальную нагрузку на сцепной шар фаркопа (при перемещении груза по легковому прицепу нагрузка на фаркоп изменяется достаточно значительно).

Если колёса автоприцепа видны в зеркала заднего вида, то Вы сможете вовремя заметить прокол покрышки. По поведению машины достаточно трудно определить миг прокола, потому как в начале он почти не проявляет себя.

С течением времени Вы можете ощутить, что автопоезд едет тяжелей, чем раньше, будто его кто-то притормаживает, хотя неопытные водители могут заметить прокол лишь тогда, когда прицеп для легкового автомобиля начнёт вихлять из стороны в сторону и станет наименее управляемым. Наверное покрышка будет уже до конца испорчена, в худшем случае её может просто разорвать, приятного в подобной ситуации мало. Ремонту она уже не подлежит, требуется ставить запаску. Своевременно замеченная поломка даёт водителю больше возможностей для её ликвидации.

3. Распределение нагрузки:

Безопасность автомобиля, буксирующего прицеп, зависит от соблюдения правил размещения грузов в автомобиле и прицепе. При буксировке прицепа нагрузка на заднюю ось автомобиля (вес, приходящийся на заднюю ось полностью груженного автомобиля) плюс нагрузка на сцепное устройство от буксируемого прицепа в сумме не должны превышать значений, предельно разрешаемых руководством по эксплуатации. Груз на прицепе размещают так, чтобы центр тяжести был как можно ниже и располагался над осью прицепа или чуть впереди нее.

Полная масса автопоезда, состоящего из автомобиля и буксируемого прицепа, не должна превышать предельного значения, разрешенного для данного автомобиля. Фактическая полная масса автомобиля включает снаряженную массу автомобиля, массу водителя и пассажиров, массу грузов, массу сцепного устройства, установленного на автомобиле (обычно 7- 20 кг), и массу, приходящуюся на сцепное устройство от буксируемого прицепа (обычно 35-95 кг).

Полная масса прицепа включает в себя снаряженную массу прицепа и массу всех грузов. Масса снаряженного прицепа указывается в паспортах без учета массы дополнительного оборудования. При установке дополнительного оборудования масса снаряженного прицепа увеличивается на величину массы установленного дополнительного оборудования. При этом фактическая масса не должна превышать максимальной полной разрешенной массы.

Предельно допустимая нагрузка на сцепное устройство указывается в руководствах по эксплуатации. Для того чтобы правильно загрузить прицеп-дачу или грузовой прицеп, нужно уметь определять полный вес прицепа и нагрузку на сцепное устройство. Вес автомобиля и прицепа известны из руководств по эксплуатации. Груз можно взвешивать по частям. Вес пассажиров известен им самим.

Нагрузку на сцепное устройство легкового автомобиля можно измерить с помощью бытовых напольных весов. Нагрузка на сцепное устройство определяется при полностью груженном прицепе и расположении сцепного устройства на нормальной рабочей высоте от поверхности дороги. Высота центра сферы сцепного шара на автомобиле обычно должна располагаться на расстоянии 350...450 мм от уровня дороги.

Загружать прицеп необходимо равномерно по всей площади пола грузового прицепа или фургона, а одиночные грузы должны быть расположены и закреплены над осью или спаренными осями. Допустимая нагрузка на сцепное устройство легковых автомобилей указывается в руководствах по эксплуатации прицепов и обычно составляет 35-95 кг. Такое усилие создается, если прицеп нагружен не более нормы и центр тяжести прицепа с грузом расположен на несколько сантиметров впереди оси колес прицепа.

Перед началом движения следует убедиться, что вертикальная нагрузка на сцепную головку прицепа при ее поднятии на высоту центра сферы сцепного шара автомобиля соответствует указанным выше величинам - при этом дышло сравнительно легко поднимает один человек. Расположение центра тяжести над осью прицепа обеспечивает нормальную нагрузку на сцепной шар. Смещение центра тяжести прицепа вперед увеличивает нагрузку на сцепной шар и вызывает ослабление сцепления передних колес с дорогой.

Смещение центра тяжести прицепа назад вызывает колебания прицепа и вертикальной плоскости и ослабление контакта задних колес с дорогой Смещение груза и, соответственно, центра тяжести снаряженного прицепа вперед от оси колес прицепа вызывает увеличение нагрузки натягово-сцепное устройство автомобиля. Это приводит к большему, чем следует, прижиманию задней части автомобиля к дороге, перемещению центра масс автомобиля назад и поднятию его передней части. Вследствие такого распределения веса ухудшается сцепление передних колес с дорогой и автомобиль становится менее управляемым. Кроме того, из-за ослабления сцепления с дорогой на передних колесах при торможении не создается достаточная тормозная сила, особенно необходимая при движении с прицепом (напомним, что у автомобилей именно на передних колесах создается значительно больший тормозной эффект, чем на задних).

Загрузка прицепа, вызывающая смещение его центра тяжести назад за оси колес прицепа, тоже недопустима. Если нагрузка на сцепной шар мала, прицеп будет раскачиваться в вертикальной плоскости. Его колебания будут поднимать заднюю часть автомобиля, ухудшая сцепление задних колес с дорогой, что может привести к заносу на скользкой или мокрой дороге и на поворотах. Не рекомендуется размещать груз в прицепе высоко, так как при высоком расположении центра тяжести ухудшается боковая устойчивость прицепа и возможно его опрокидывание на поворотах.

Во избежание дорожно-транспортных происшествий из-за отрыва или поперечных колебаний прицепа, вызванных неровностями дорожного покрытия, порывами бокового ветра или аэродинамическим взаимодействием с проходящими мимо тяжелыми автопоездами, необходимо строго выдерживать рекомендуемую нагрузку на сцепное устройство.

Некоторые зарубежные автомобили (например, Volvo) оснащают системой Nivomat, встраиваемой в заднюю подвеску, которая автоматически поддерживает дорожный просвет и частично улучшает развесовку, не допуская осадки кузова при большой нагрузке. Эта система работает только при движении автомобили. Если, например, в багажнике большой груз или автомобиль буксирует прицеп, то при выключении двигателя кузов осядет, но при возобновлении движения система Nivomat поднимет кузов до нужного уровня.

Водитель должен очень строго подходить к размещению груза на прицепе и тщательно контролировать его после каждого изменения нагрузки прицепа в результате частичной разгрузки или догрузки. Величина нагрузки на сцепное устройство может изменяться за счет перемещения незакрепленных грузов в прицепе.

Полная масса прицепа не должна превышать предельных разрешенных значений. Приведенные в инструкциях значения полной массы прицепа соответствуют эксплуатации автомобиля на дорогах с продольными уклонами до 12% для местностей, расположенных не выше 1000 м над уровнем моря. При уклонах свыше 15% буксировка прицепов автомобилями с передними ведущими колесами затруднена - нагрузка на ведущие колеса может уменьшиться настолько, что они будут проворачиваться. При буксировке прицепа на высоте более 1000 м над уровнем моря полную массу прицепа следует уменьшать на величину, равную 10% полной массы автомобиля с прицепом на каждые 1000 м высоты над уровнем моря. Это необходимо, так как из-за снижения атмосферного давления уменьшается содержание кислорода в воздухе и поэтому ухудшается качество рабочей смеси и уменьшается эффективная мощность двигателя.

В жару мощность двигателя тоже падает и нагрузка прицепа должна быть ниже максимально разрешенной. Если на автомобиле имеется система ABS, допустимый вес буксируемого легкого прицепа без тормозов должен быть уменьшен на 50 кг. Данные по максимально допустимой нагрузке прицепа и максимальной вертикальной нагрузке на шаровую головку тягово-сцепного устройства, приведенные на заводской табличке, представляют собой лишь контрольные данные. Значения, рекомендуемые для каждой модели автомобиля, можно найти в руководствах по эксплуатации автомобиля и прицепа. Изготовители автомобилей, как правило, в инструкциях дают свои рекомендации по использованию прицепов. Например, ниже приведены рекомендации компании "Volvo": 'С автомобилями серии 700 и 900 рекомендуется использование не оснащенных тормозами прицепов с максимальной полной массой не более 500 кг, а максимальная полная масса оснащенных тормозами прицепов должна быть не более 1600 кг при максимальной скорости 80 км/ч. При буксировке в жаркую погоду вес прицепа не должен превышать 1500 кг.

Распределяйте загрузку прицепа так, чтобы на сцепное устройство действовал вес около 50 кг для прицепов весом до 1200 кг и 75 кг для прицепов весом свыше 1200 кг. Вес, приходящийся на сцепное устройство (50/75кг), включается в разрешенную нагрузку автомобиля и при буксировке прицепа может быть придется разгрузить багажник, чтобы не превысить общий разрешенный вес или разрешенную нагрузку на ось.

Избегайте буксировки прицепа весом более 1200 кг при уклонах дороги свыше 12%. При уклонах свыше 15% следует избегать буксировки - нагрузка на передние ведущие колеса может стать столь малой, что они начнут проворачиваться и дальнейшее движение станет невозможным. Не всегда можно остановить автомобиль с прицепом с помощью ручного тормоза, поскольку колеса могут начать скользить по дороге."

4. Советы бывалых:

При буксировке прицепа учитывайте нижеприведенные рекомендации опытных водителей: Не допускайте пробуксовки сцепления (касается только автомобилей с механической коробкой передач) и не превышайте необходимого чиcла оборотов двигателя при трогании с места. Не превышайте разрешенную максимальную скорость движения автомобиля с прицепом. Учитывайте, что при буксировке прицепа кузов, тормоза, сцепление и шасси испытывают повышенные нагрузки и напряжения.

Помните, что увеличение массы, а также повышение сопротивления, вызывают увеличение расхода топлива. Нежелательно буксировать полностью загруженный прицеп при незагруженном автомобиле. Если все же приходится делать так, то нужно двигаться медленно из-за невыгодного распределения тяжести по осям автопоезда. Учитывая, что с возрастанием скорости понижается устойчивость автопоезда, не водите автомобиль с прицепом с максимально допустимой правилами скоростью, особенно по плохим дорогам, зимой, на спусках. Всегда двигайтесь на умеренной скорости. Не двигайтесь быстрее чем 80 км/ч, даже в случаях, когда правилами это разрешено.

Если при движении начинается раскачивание прицепа, следует уменьшить скорость, а при возможности - остановиться и перераспределить размещение груза.

Немедленно снижайте скорость, если заметили малейшее виляние прицепа. Ни в коем случае не пробуйте погасить виляние ускорением движения автомобиля.

Буксирует прицеп с инерционной тормозной системой, поэтому тормозите сперва слегка, а впоследствии плавно - тогда удастся предотвратить толчки, вызванные заблокировавшимися колесами прицепа. Чтобы тормозить двигателем, перед уклоном дороги вовремя включайте более низкую передачу. Помните, что при повышенной нагрузке система охлаждения и двигатель могут перегреваться.

Если при высоких температурах воздуха придется преодолевать длительный подъем с включенной низкой передачей и на высоких оборотах вала двигателя, следите внимательно за показаниями указателя температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка указателя попадет в красную зону шкалы указателя, тогда остановите автомобиль и подождите несколько минут, чтобы двигатель остыл на холостом ходу. Охлаждающее действие электровентилятора системы охлаждения двигателя нельзя увеличить переключением на более низкую передачу и повышением частоты вращения вала двигателя, так как при высоких оборотах коленчатого вала двигатель выделяет больше тепла, чем при низких. По этой причине при движении в гору не следует заранее переходить на пониженную передачу, если возможно движение на высшей передаче. Преодолевая подъем, не превышайте скорость 30 км/ч на первой передаче и 50 км/ч на второй передаче.

Увеличивайте давление в шинах автомобиля до давления, рекомендуемого для движения с полной нагрузкой. Питание для разъема прицепа нельзя брать из произвольного места электрической системы автомобиля, поскольку это может вызвать неисправность системы освещения. Не буксируйте тяжелый прицеп новым автомобилем. Подождите, пока автомобиль пройдет по крайней мере 1000-2000 км.

При буксировке прицепа двигатель автомобиля испытывает значительные нагрузки, поэтому при частой эксплуатации с прицепом масло в двигателе заменяйте примерно в два раза чаще, так же как при тяжелых условиях эксплуатации.

Если часто эксплуатируете автомобиль для буксирования прицепа, проводите дополнительный собственный технический осмотр автомобиля в промежутках между обязательными техническими осмотрами.

При движении на длинных уклонах с прицепом, оборудованным тормозной системой, следует иногда останавливаться для того, чтобы тормоза могли остыть. Сильно нагретые колодки тормозят плохо или вообще не тормозят, так как накладки обугливаются и осыпаются. При повороте автопоезда убедитесь, что имеется достаточно свободного пространства для проезда прицепа.

Избегайте резких маневров.
Избегайте резкого трогания с места, разгона и торможения.
Избегайте резких поворотов и перестроений.

На стоянке всегда тормозите автомобиль и прицеп. Используйте стояночный тормоз прицепа при его наличии. Не рекомендуется останавливать автопоезд на крутых уклонах. На стоянках под колеса прицепа необходимо подкладывать противооткатные упоры.

В дальних поездках, останавливаясь для отдыха, обязательно съезжайте с дороги. Во время остановок не забывайте проверять состояние сцепки и деталей ходовой части. При перевозке груза размещайте и закрепляйте его в салоне или в прицепе автомобиля так, чтобы он не перемещался, не мешал устойчивости автомобиля, не затруднял управление им, не ограничивал обзорность.

Следите за распределением нагрузки по осям. Из-за смещения груза в салоне, на багажнике или прицепе может возникнуть критическая ситуация. При движении необходимо обеспечивать впереди дистанцию не менее 50 м до идущей впереди машины, чтобы дать возможность длинномерным транспортным средствам обгонять вас и облегчить другому водителю обгон.

Прицепы с большой площадью боковой поверхности типа прицеп-фургон, киоск имеют высокую парусность, поэтому при сильном боковом ветре скорость снижайте. Автомобиль с прицепом являются единым агрегатом, и если поднимать домкратом заднее колесо автомобиля, может подняться и переднее колесо той же стороны. Это требует надежной блокировки колес другой стороны клиньями и установки рядом с домкратом более надежной подставки.